Личный кабинет 
начало библиотека
Погольша Валентина 12 июня 2021 16:19

Погольша В. Духовный интеллект и практика эннеаграммы

Духовный интеллект и практика эннеаграммы

                                                                                         

                                                                      Процесс просветления неотделим от процесса

исцеления наших межличностных болезней.

К.Наранхо.

Границы познания человека сегодня все больше раздвигаются. И все больше сближаются научное и религиозное мировоззрение, сходясь во мнении, что человек идет по пути не просто рационального познания, а приходит путем трансформации к мудрости (как к особой форме восприятия и чувствования), развивая свой эмоциональный и духовный интеллект. Если общий интеллект тренируется академическими дисциплинами в рамках среднего и высшего образования, то развитие эмоционального и духовного интеллекта происходит в большей степени имплицитно, через опыт общения, через личностную трансформацию.

Emotional intelligence is the ability to identify, use, understand, and manage your emotions in positive and constructive ways. Эмоциональный интеллект — способность определять, использовать, понимать и управлять своими эмоциями конструктивным способом. Emotional intelligence is also about engaging with others in ways that draw people to you.Emotional intelligence consists of five key skills, each building on the last:Эмоциональный интеллект состоит из пяти ключевых навыков: 1) Emotional intelligence (EQ) skill 1: The ability to quickly reduce stress.способность быстро снизить уровень стресса; 2) Emotional intelligence (EQ) skill 2: The ability to recognize and manage your emotions.способность распознавать и управлять своими эмоциями; 3) Emotional intelligence (EQ) skill 3: The ability to connect with others using nonverbal communication.способность соединиться с другими, используя невербальную коммуникацию; 4)Emotional intelligence (EQ) skill 4: The ability to use humor and play to deal with challenges. способность использовать юмор, чтобы справиться с вызовами,Emotional intelligence (EQ) skill 5: The ability to resolve conflicts positively and with confidence. 5) способность разрешать конфликты положительно и с доверием.

Что касается первых двух навыков (быстрое снижение уровня стресса и управление своими эмоциями), то психотерапевтическая кинезиология здесь, бесспорно, в приоритете. Работа с эмоциональной последовательностью, безусловно, способствует развитию эмоционального интеллекта.

Духовный интеллект, по мнению Р.Эммонса (2000), — это способность использовать духовные источники и веру для решения проблем, испытывать возвышенные состояния сознания, воспринимать мир трансцендентно и вести себя добродетельно. Развитие духовного интеллекта происходит через осознание высших, сакральных целей человеческого существования, через понимание того, что действительно ценно и значимо и что делает нас людьми. Сакрализация — освященность целей верой — способствует нахождению смысла и интеграции личности.

Салли Кемптон (2011) объединяет в духовный интеллект 4 навыка.

1. Способность чувствовать и подключаться к присутствию духа/любви/Бога в себе, других людях и в физическом мире.

2. Доступ к чувству сострадания/мира и интуитивному осознанию.

3. Тенденция задавать такие вопросы, как: «Кто — Я?», «Куда я иду в своей жизни?», «Какова конечная цель того, чем я занимаюсь?»

4. Восприятие взаимосвязаности всего живого. Осознание того, что чужая жизнь также важна, как и своя собственная.

Те, кто обладает высоким духовным интеллектом несут ответственность за состояния своего ума. Осознанность и саморегуляция – это характеристики, которые отмечаются многими исследователями как ключевые понятия в феномене человеческой духовности (Абульханова,1998, Леонтьев,2005). Необходимости рефлексировать, осознавать себя и брать ответственность за свои эмоции и действия учат все духовные практики. Одной из таких практик является эннеаграмма. В очень сжатом виде она представлена в семинаре ПТК «Мышцы, боль и избегания», с акцентом на понимание своих избеганий (дефицитных мотивов), а также ложных и истинных добродетелей.

Но это эзотерическое учение заслуживает более пристального внимания и изучения в практике кинезиологии. Эзотеричность учения (в смысле тай­ного или секретного) заключается в том, что мы должны научиться правильному исполь­зованию знания у посвященного практика. Учение эннеаграммы распространилось в мире благодаря идеям Г.Гурджиева (основатель института гармонического развития человека) и работам журналиста Л.Успенского о Четвертом Пути. Суть подхода Гурджиева в том, что к «пробуждению» человек приходит через самопознание, через осознание своей «главной черты» — той сквозной характеристики личности, которая представляет собой «когнитивный дефект», особый способ искажения реальности.

В истории эннеаграммы различают символ Эннеаграммы (девятиугольник, с греч. ennea – девять, grammos — фигура) и девять типов личности с их ведущими страстями: 1) гнев, 2) гордыня, 3) тщеславие, 4) зависть, 5) алчность, 6) страх, 7 чревоугодие, 8) вожделение, 9) лень. Девять страстей (мотивов) представляют собой различные пути поиска Бытия(опыта, которого у нас нет), но «в неправильном месте» — в стремлении к эрудированностия, к изучению языков, в любви к путешествиям и т.д  — в соответствии со своей иллюзией относительно бытия. Насреддин и мулла, который потерял ключ.

Эннеаграмма помогает освободиться от ограничений личности и начать исследовать, кем мы являемся на самом деле. Процесс истинного осознания – это всегда инсайт – сопровождается мощным терапевтическим эффектом. Но прежде нам нужно четко определить свой эннеа-тип. У каждого человека можно обнаружить определенную грань личности, которая выходит на первый план, за которой стоят ведущая страсть и ведущая фиксация. Но сам человек ее не замечает, пока не осознает с помощью мастера.

Согласно В.Райху, характер – это фундаментальный тип защиты. Растущий ребенок, переживая недостаток того, в чем нуждается (принятия, безопасности, уважения), начинает манипулировать, его характер развивается как контрманипулятивный механизм, как реакция на стрессовую ситуацию. При таком научении под давлением человек теряет свободу выбирать и переходит в режим «автопилота». Фиксация на устаревших реакциях (при утрате способности творчески реагировать) становится характерной чертой функционирования личности. Девять типов личности, изначально, как и человеческая психика, делятся на триады: инстинктивный, мыслительный и эмоциональный центры.

           Инстинктивный центр. Типы 8 (Босс), 9 (Миротворец),1 (Перфекционист)

Базовая потребность/желание: Уважение/границы/автономия.      Базовая эмоция: Гнев

 

        Мыслительный центр. Типы 5 (Мыслитель), (Скептик), 7 (Энтузиаст)

Базовая потребность/желание: Безопасность.      Базовая эмоция: Страх.

        Эмоциональный центр. Типы(Помощник),(Достигатель),(Индивидуалист)

Базовая потребность/желание: Принятие/внимание.        Базовая эмоция: Стыд

      Что же может нам помочь определить свой эннеа-тип личности? У каждого типа есть своя характерная Основная Боязнь. Она возникает из-за того, что некоторые наши нужды в раннем детстве оказываются неудовлетворенными, создаются блокировки (теряется контакт с нашей Сущностью), и мы начинаем беспокоиться, чувствуя, что чего-то не хватает. Например, ребенок выражает свою радость и восхищение, но мама расстроена и может быть недовольна. Радость ребенка зеркально не отражается, и он учится ее подавлять, чтобы не расстраивать маму. Это случается не потому, что родители плохие, а потому что они могут «отражать» только те качества, которые не заблокированы в них самих. Эти ограниченные модели поведения отпечатываются на впечатлительной душе ребенка как психологическая предыстория, отражаясь на его будущих взаимоотношениях.

Мы можем обнаруживать в себе Боязнь каждого из девяти типов, но Боязнь нашего собственного типа мотивирует нас в большей степени. Основная Боязнь связана с подсознательными детскими идеями (убеждениями), воспринятыми в детстве от взрослых. Какие-то из них особенно затронули нас и незаметно, но существенно, повлияли на формировании личности. Какая из детских идей (табл.1) откликается у вас больше всего?

Табл.1

Тип

Подсознательные детские убеждения

Основная боязнь

Избегания

1

Нехорошо делать ошибки

Быть плохим, порочным, дефективным

Гнева

2

Нехорошо иметь собственные нужды

Быть недостойным любви

Иметь потребности

3

Нехорошо иметь собственные чувства

Быть никчемным, не иметь ценности

Провала или неудачи

4

Нехорошо быть слишком счастливым

Не   иметь индивидуальности

Посредственности

5

Нехорошо чувствовать себя комфортно

Быть бесполезным, ни на что не годным

Пустоты

6

Нехорошо себе доверять

Остаться без поддержки и руководства

Отклонений

7

Нехорошо зависеть от кого-то в чем-то

Соприкасаться с болью и нуждой

Боли

8

Нехорошо быть уязвимым и доверять другим.

Другие люди обидят или будут контролировать

Слабости

9

Нехорошо отстаивать свои права, выражать себя

Потери и отделения

Конфликтов


Если есть Основная Боязнь, то есть и Основное Избегание, а вместе с ним и Основное Желание. Если есть ограничивающая идея, воспринятая из детства, то есть и Потерянная Идея, которая не была услышана, но мы делаем все возможное, чтобы ее получить. Какую из потерянных идей (табл.2) вам больше всего хотелось бы услышать? Кинезиологический тест может помочь в определении ответа. А осознание этого выбора может стать настоящим инсайтом!

Табл.2

Тип

Основное желание и его искажение

Потерянные идеи детства

Модели, подлежащие трансформации

1

Желание иметь целостность превр. в критику и перфекционизм

Ты хороший

Оценивание, осуждение себя и других

2

Желание быть любимым – быть необходимым

Ты нужен

Стремление отдать свою ценность другим

3

Желание быть ценным – в погоню за статусом

Тебя любят за   то, кто ты есть

Попытка быть не   тем, кем вы на самом деле являетесь

4

Желание быть собой — в потакание своим желаниям

Тебя видят таким, какой ты есть

Привычка постоянно сравнивать себя не в свою пользу

5

Желание быть компетентным – в бесполезную специализацию

Твои нужды не   проблема

Излишняя интеллектуальная интерпретация своего жизненного опыта

6

Желание жить в   безопасности – в привязанность к своим убеждениям

Ты в безопасности

Зависимость от   внешних факторов для получения ощущения поддержки

7

Желание быть счастливым – в маниакальное бегство от жизни

О тебе позаботятся

Предвкушение того, что вы собираетесь сделать потом

8

Желание защитить себя – в постоянные конфронтации

Тебя не предадут

Попытка форсировать и контролировать свою жизнь

9

Желание быть в   мире – в упрямую небрежность

Твое присутствие в этом мире имеет значение

Нежелание быть затронутым вашим жизненным опытом

 

Существует мнение, что наша личность формируется для того, чтобы компенсировать травмы и пробелы нашего развития. Личность наиболее сильна там, где мы наиболее уязвимы. Она помогает нам психологически выжить, но, одновременно показывает, где особенно нужна трансформационная работа. Модели, которые подлежат трансформации мы также можем обнаружить с помощью мышечного тестирования.

Каждый тип манипулирует другими людьми. Чем больше человек зависит от присущего механизма психологической адаптации, тем более ему важно с помощью этого механизма получить то, на что нацелено Основное желание.

Контролирующий паттерн 9 типов

1.Я критикую и сохраняю контроль.

2.Я делаю себя незаменимым и сохраняю контроль.

3.Я остаюсь эффективным и сохраняю контроль.

4.Я драматизирую и сохраняю контроль.

5.Я отстраняюсь и сохраняю контроль.

6.Я отстаиваю противоположную точку зрения и сохраняю контроль.

7.Я остаюсь поверхностным и сохраняю контроль.

8.Я борюсь и сохраняю контроль.

9.Я остаюсь пассивным и сохраняю контроль.

Но по мере того, как человек начинает освобождаться от багажа фиксаций своей личности, у него появляется желание стать свободным и по настоящему живым, ему становится доступным Направление Интеграции.

 

 

Направление Интеграции

Сильная сторона /Сущностное состояние

1

Злые, критичные Единицы становятся спонтанными и веселыми.

Спокойствие  — Совершенство

2

Горделивые Двойки начинают заботиться о себе и осознавать себя.

Скромность  — Свобода

3

Тщеславные тройки начинают больше сотрудничать.

Честность- Надежда

4

Завистливые Четверки становятся более объективными и принципиальными.

Уравновешенность  — Уединение

5

Скупые Пятерки – более уверенными в себе и решительными.

Щедрость  — Всеведение

6

Испуганные Шестерки – более расслабленными и оптимистичными.

Бесстрашие  — Вера

7

Ненасытные, разбросанные семерки становятся более сфокуссированными.

Трезвость – Присутствие

8

Контролирующие Восьмерки — более великодушными и заботливыми.

Невинность  — Истина

9

Пассивные, не думающие о себе,  Девятки становятся более энергичными, начинают заботиться о себе.

Энергия  — Любовь

Эннеаграмма помогает нам увидеть, как далеко мы отошли от нашей сущностной природы и предлагает глубже заглянуть в тайну истинного Я. Знание своего типа личности становится отправной точкой нового грандиозного путешествия. Путешествия Духа!

Духовность – это  путь развития к свету и любви через спуски (до «дна» души)  и подъемы (в мир «запредельный»), во время которых происходит расширение сознания (вневременное трансцендентальное состояние) благодаря освобождению  от иллюзий, очищению «внутренним огнем» (верой), в процессе которого совершается переход к надличностной фазе (усиление жизни сознания, повышение ее психологического «вольтажа»), результатом чего является просветление (усиление парапсихических способностей) и новое рождение, рождение нового человека.

Литература.

Наранхо К., 2014. Характер и невроз.

Рисо З., Хадсон Р., 2010. Мудрость эннеаграммы.

 


Смотри также
ТЕХНИКА СУСТАВНОГО ЯКОРЯ-1

1-3 СЕНТЯБРЯ г.СОЧИ +ОНЛАЙН

25 мая 2023