Личный кабинет 
начало библиотека
Антонова Алина 10 февраля 2020 18:17

«Значение личностных статусов в концепции Психотерапевтической кинезиологии.»

 «Значение личностных статусов в концепции Психотерапевтической кинезиологии.»

 

 

Антонова Алина Сергеевна

Психолог, кинезиолог

Действительный член АПК

Россия, Москва

alina.antonova@icloud.com

 

 «The importance of personal status in the concept of Psychotherapeutic kinesiology.»

Antonova Alina Sergeevna

Psychologist, kinesiologist

Active member of the APK

Russia, Moscow

alina.antonova@icloud.com

 

Аннотация: В Психотерапевтической кинезиологии мы рассматриваем 7 нормативных и 2 патологических личностных статуса. Работа с ними позволяет с разных сторон подойти к жизненным ситуациям человека. Иногда выравнивая всего один личностный статус у человека меняется восприятие всей его жизни, что позволяет ему начать жить с новым качеством жизни. 

 

Summary: In Psychotherapeutic kinesiology we consider 7 normative and 2 pathological personal status. Working with 

them allows you to approach life situations of a person from different sides. Sometimes equalizing only one personal status changes a person's 

perception of his whole life, which allows him to start having a better quality of life.

 

 

Ключевые слова: Психотерапевтическая кинезиология, нормативный личностный статус, патологический личностный статус, развитие личности, работа с целью. 

 

Key word: Psychotherapeutic kinesiology, normative personal status, pathological personal status, personality development, work with purpose.

 

 

 

В своей статье я затрону важность использования в работе такого инструмента, как «Личностные Статусы». 

Большинство людей стремится к внутренней гармонии. Каждый человек эту гармонию понимает по своему. Работая с Личностными статусами легко корректировать тему запроса человека. Задавая очень простые вопросы клиенту мы можем увидеть, как человек начинает серьезно задумываться.

Большинство клиентов не может быстро и однозначно ответить, кто такая женщина или мужчина. Дать определение личностному статусу «Я ребенок» или «Я член группы».

В различных направлениях психотерапии есть описания похожих моделей. Приведу пару примеров для понимания о чем идет речь. 

Начну я с примера о самых известные статусах/ролях в нашей жизни. Многие из нас слышали о ролевом поведении. Что один и тот же человек может выполнять десятки ролей. Мама для ребенка — родитель, мама ушедшая на работу становится коллегой, начальником, подчиненным, специалистом в своей сфере. Вернувшись домой к мужу она становится женой и любимой женщиной, общаясь со своим папой она выполняет роль дочери, с друзьями она подруга и.т.д. В каждую минуту времени человек исполняет различные роли. Все зависит от заданных условий сейчас.  Ролевое поведение — это социальная функция человека, поведение, которое ожидается от личности. Оно обуславливается ее статусом или же позицией в структуре межличностных отношений.

Известный американский психолог и психиатр Э. Берн занимался изучением социальных ролей. В своей теории он взял за основу три возможных состояния человека.

Родитель, Взрослый, Ребенок (позиции не связаны с социальной ролью, это психологическое описание стратегии взаимодействия). Он пришел к выводу, что взаимодействие будет эффективно, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: Взрослый-Взрослый, при адекватном понимании ситуации и адекватных действиях в ней. В случае пересекающихся диспозиций взаимодействие нарушается и может прекратиться: Взрослый – Родитель.

Существует много классификаций взаимодействия. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, различают три основных стиля действия:

- ритуальный – задан некоторой культурой (например, приветствие)

- манипулятивный,

- гуманистический.

Невозможно отделять одну модель поведения от другой. Если я сейчас нахожусь в позиции начальника, а веду себя из позиции ребенка, то адекватного взаимодействия с коллегами не получится. 

В психотерапевтической кинезиологии за основу взята «Психогенетическая модель личности» Ю.В Валентик. Фактически он объединил основные социальные роли человека и ролевое поведение. Часто в жизни человека наступает дисбаланс, если он не может в равных долях использовать личностные статусы в зависимости от ситуаций и потребностей в данный момент. В таком случае человеку сложно достичь своей цели. Личностный статус (ЛС)  – это часть жизни, отраженная во всех ее проявлениях в личности. Работая с клиентом только прорабатывая эмоциональный стресс не всегда дает необходимый результат. При работе с целями желательно смотреть, что у человека происходит с ЛС. Есть ли несоответствие в этих статусах, какой ЛС является приоритетным в жизни человека, а на какие сферы своей жизни человек не обращает внимания. Правильно оценив выраженности ЛС можно построить психосоциальный портрет человека и спланировать дальнейшую работу с ним.

В Психотерапевтической кинезиологии ЛС делятся на условно «нормативные» и «патологические»

Всего 7 нормативных и 2 патологических личностных статуса.

 

Нормативные личностные статусы (ЛС) – это качественно определенные части или устойчивые состояния человека. ЛС – это социо-культурное наполнение содержанием психобиологической основы человека. ЛС – это не внешние приобретения, а развитие внутренних психобиологических образований человека. 

Основные нормативные личностные статусы: «Я»-телесное, «Я»- ребёнок, «Я»-мужчина/женщина, «Я»-партнёр, «Я»-родитель, «Я»- профессионал, «Я» – Член групп. 

ЛС «Я – Телесное» охватывает телесные функции, физическое здоровье, заботу о себе и собственное сохранение, способность самостоятельно обеспечить условия для жизни своего организма, умение сознательно взаимодействовать с ним (ограничения, контроль), стремление к телесным удовольствиям и комфорту. 

При обращающиеся людей с нарушенным весом, во время работы выясняется, что они не понимают, что такое «Я»- телесное. Для многих из них не понятно, как можно любить свое тело и заботиться о нем. При проработке данного статуса люди начинают по другому реагировать на себя. Принимают меры по улучшению своего физического состояния. Пересматривают свои диеты. Позволяют себе полюбить свое тело/себя.

ЛС «Я – Ребенок» связан с состоянием желанности и безопасности, это сфера взаимодействия с родителями или авторитетными лицами в процессе обучения или выполнения иной̆ совместной̆ деятельности, в дальнейшем этот статус развивается и проявляется в заботе о родителях. В рамках этой статусной деятельности развивается важнейшая способность к привязанности.

Все мы родом из детства — это расхожая фраза, реальная значимость которой может оцениваться не в полном объеме. При работе с ЛС «Я»-ребенок часто сталкиваюсь с привычным поведением выпрашивать, вымаливать, вести себя хорошо, чтобы что-то получить. Удобный тип взаимодействия ребенка со взрослым и зачастую , к сожалению, поощряемое родителем или окружающим социумом поведение. В дальнейшем многие люди начинают себя чувствовать  жертвами, так как не привыкли решать жизненные вопросы по взрослому. Взрослые люди по детски капризничают и очень обижаются на мир, когда он им отказывают в выполнении их желаний. 

ЛС «Я – Мужчина / Женщина» отвечает за формирование половой идентичности, сексуальности, включает принятие половой̆ принадлежности, освоение полового поведения, гендерных особенностей̆, реализацию сексуального поведения. 

Все чаще в современном обществе полоролевое поведение становится не ярко выраженным. В некоторых странах уже активно развивается поколение гендерофлюидов ( человек не определившийся в своей половой принадлежности). Некоторые родители сознательно воспитывают ребенка с возможностью в дальнейшем ему самому определиться с полом.

ЛС «Я – Партнер (муж / жена)» развивается в сфере семейной жизни: это создание своей̆ семьи, взаимодействие с супругом или супругой в собственном «гнезде». 

Отношение к семье и браку претерпевает большие изменения. Существует много вариантов брака и семейных отношений, что на прямую влияет на формирование данного ЛС.

ЛС «Я – Родитель» включает в себя родительские функции, взаимодействие с детьми, их воспитание, получение удовольствия от собственного родительства. 

Например: Люди родившие ребенка много и часто говорят о том, как им тяжело быть родителем. Чем они пожертвовали ради появления на свет ребенка, от чего оказались в жизни. Их собственные дети вызывают раздражение и не понимание. Некоторые из них честно признаются себе в том, что так и не полюбили своего ребенка. 

ЛС «Я – Профессионал» охватывает профессиональную сферу, выбор и освоение специальности, профессиональный рост, контакты на рабочем месте с коллегами, подчиненными, начальством, получение удовлетворения от своей профессиональной деятельности. 

ЛС «Я – профессионал», казалось бы очень понятная категория. Однако в работе часто выясняется, что люди смешивают разные понятия и состояния. Например: становятся «профессиональной женой/мужем». С одной стороны в этом нет ничего плохого. Человек стремится к совершенству. Старается быть лучшим для своего партнера, но зачастую это переходит в грань, когда жена «профессионально» готовит/убирает/воспитывает детей, но совершенно эмоционально становится выключенной из супружеских отношений. «Я профессионал» — это человек уверенно и четко выполняющий свою работу на работе. К другим категориям это не имеет отношения. 

ЛС «Я – Член групп» в основном отвечает за связи с различными сообществами, со своими сверстниками, с земляками, с соотечественниками, с людьми своей национальности. 

Работая с данным ЛС нельзя не до оценивать его значимость. Человек может не принимать свою принадлежность к национальности, пытаться себя вести не свойственно данной этнической группе. По факту человек обманывает себя, не принимает себя тем, кто он есть. 

 

Я перечислила семь «нормативных» ЛС. Желательно, чтобы все они в равных долях были развиты у человека. Основными условиями формирования личности являются: проживание в обществе, овладение языком, развитие мышления и самосознания, структурирование личности в соответствии с определенными этапами жизненного цикла человека, в процессе его взаимодействия со значимыми для него лицами. Все это влияет на гармоничное формирование ЛС. 

Существуют два вида патологических ЛС. «Я аддиктивное» — это зависимость от алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ. «Я аутоагрессивное» — эта часть личности направлена на самоуничтожение человека.  Если обратившийся к нам клиент имеет большие показатели по одному из этих ЛС или же обоим, то в первую очередь необходимо проработать все, что связанно с двумя этими показателями. Иначе человек может наладить отношения с начальством, но не перестать вести себя аутоагрессивно, что в любом случае приведет к плохому исходу. 

Работая со статусами мы всегда должны обращать внимание на самое необходимое. Объяснять клиенту значимость происходящего и последствий. Безусловно мы всегда исходим от потребностей самого человека и выбор всегда остается за самим клиентом. Наша задача в данном случае показать, что с ним происходит, что возможно скорректировать, проработав ЛС.

Как данное соотношение ЛС, влияют на жизнь самого клиента. Прорабатывая ЛС многие клиенты делают много открытий о себе. Становится понятно по какой причине до этого не удавалось достигнуть поставленных целей, что имеет смысл проработать, а какие сферы необходимо развивать в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Эрик Берн «Люди, которые играют в игры». :Литур, год 1999.

А.Г.Маклаков «Общая психология».: Питер 2016

И.К . Чобану «Основы психотерапевтической кинезиологии».: Москва 2014

https://www.psychologos.ru/articles/view/rolevoe-povedenie

https://e-reading.mobi/chapter.php/1034490/7/Meyzhis_−_Socialnaya_psihologiya.html

 


Смотри также
Книга Аффирмации. Пространство для изменения.

Я написала книгу, которая может служить хорошим инструментом в работе психолога, кинезиолога, психотерапевта.

24 мая 2023
ТЕХНИКА СУСТАВНОГО ЯКОРЯ-1

1-3 СЕНТЯБРЯ г.СОЧИ +ОНЛАЙН

25 мая 2023