Работа с пищевыми расстройствами у детей
«Работа с пищевыми расстройствами у детей»
Еда в жизни каждого человека играет большую роль. Это не просто одна из наших базовых потребностей, но также способ утешения, поощрения и манипулирования. С помощью еды во многих семьях выражают любовь или протест. В России абсолютно все праздники неразрывно связаны с большими застольями или с разрешением себе нечто такого (например, сладкого или жирного), что в обычной жизни запрещает врач. А еще во многих странах по тому, какие блюда есть на столе, можно четко сказать, отмечается ли праздник или нет.
Пищевое поведение всегда формируется в семье. Так что невозможно скорректировать пищевое поведение ребенка, не изменив привычки всей семьи. Работая с ребенком, я приглашаю подключиться к процессу и родителей. Это позволяет быстрее выправить ситуации как в микромире ребенка, так и семьи в целом.
Наше первое знакомство с едой происходит сразу же после рождения. (Хотя сейчас есть исследования, свидетельствующие о том, что ребенок умеет распознавать вкусы еще внутриутробно). Для будущего пищевого поведения важную роль играет то, кормила ли мать ребенка грудью или малыш был на искусственном вскармливании. Но как мне видится, не менее, а то и более важным фактором будет то, с каким настроением мама кормила ребенка, насколько она была включена в процесс. Сейчас многие мамы при кормлении ребенка сидят в телефоне или смотрят телевизор. Но и до появления гаджетов происходило похожее: например, женщины читали книги. На первом этапе жизни важен контакт, который возникает у мамы и ребенка во время кормления. На малыша очень сильно влияет, умеет ли мама правильно рассчитывать, сколько ему нужно еды, ограничивает ли она саму себя в еде и какие эмоции испытывает непосредственно во время процесса кормления. Важно и то, как вводился прикорм и что при этом говорила ребенку мама и его ближайшее окружение. Сколько раз мама морщилась сама, давая брокколи, и говорила, что она сама никогда бы не стала это есть.
Психоэмоциональное состояние — это основное состояние любого человека. И ребенка тоже. Длительный стресс влияет на жизнь в целом. К эмоциональному дисбалансу могут привести острые или хронические стрессовые ситуации. Это и неприятности в школе, и потеря близких, и развод родителей или других близких значимых людей. Ребенок реагирует на это соматически, в частности, исчезновением аппетита. У многих детей повышается тревожность. У более чувствительных появляется больше страхов и тревог. Часто вместе с нарушениями пищевого поведения появляются и проблемы со сном. Ребенок может начать плохо спать, видеть кошмары или бояться темноты.
И конечно же, проблемы пищевого поведения встречаются у детей с нарушениями психического развития: с расстройствами аутистического спектра или с обсессивно-компульсивными расстройствами. В этих случаях трудности с едой — это симптом, сопровождающий основное заболевание.
На формирование расстройств пищевого поведения (РПП) сильно влияет культура приготовления и употребления пищи в семье. Что и в каких количествах в семье едят. Все ли надо есть с хлебом. Можно ли пить чай без сахара. Если вы посмотрите на своих друзей и родственников, то вы уже легко заметите ь эту разницу. В одних семьях на завтрак едят кашу с бутербродом, в других — яичницу, в третьих — кофе с конфетами. А еще есть семьи, где вообще не принято регулярно завтракать, обедать и ужинать.
Во многих семьях есть вредные привычки, которым члены такой семьи не предают значение, а иногда и вовсе не считают вредными. Например, есть перед телевизором, не готовить еду дома, а питаться полуфабрикатами, есть много мучного или наоборот – постоянно держать себя на диетах, говорить о невозможности похудеть, обсуждать, кто и сколько набрал килограммов или особенности чьих-то фигур. В подобных семьях ребенок с рождения не видит соблюдения режима дня, сбалансированного питания и сбалансированности в целом. В итоге у него формируется высокий уровень тревожности, а как следствие возникают проблемы со сном и едой.
И конечно же, на наши пищевые привычки влияют наши установки. Например, «надо доедать все», «сладости можно только после нормальной еды», «если не доешь, еда будет за тобой во сне гоняться», «плохо есть тот, кто плохо работает», «если не доешь, жених рябой будет». Эти установки очень жесткие, поэтому их сложно изменить. Часто выясняется, что они связаны с чрезмерно тревожным отношением к еде, которое присуще тем, кто пережил в нынешнем или прошлых поколениях голод, войну или другие трагические события. В таких семьях еда превращается в сверхценность.
Нарушение семейной иерархии всегда приводит к повышению тревожности, а как следствие и к пищевым расстройствам. В такой семье ребенок — главный, именно он находится на вершине иерархии, поэтому он отвергает любые родительские требования, связанные не только с едой. При отсутствии последовательной родительской позиции ребенок теряет ориентацию и перестает понимать, что можно, а что нельзя. «Я тебе не дам конфетку до еды. Ну, хорошо, я дам тебе конфетку». «Ты должен это съесть. Ты можешь это не есть»., «Ты не хочешь сейчас есть? Ну тогда перекусим по дороге». И другие. Конечно же, дети с удовольствием пользуются такой непоследовательностью. Ребенок получает от этого сиюминутное удовольствие, но в дальнейшем отсутствие четкой позиции родителя приведет к нервозности.
Итак, что же нас должно насторожить в рассказе родителей о питании ребенка? Как понять, что у ребенка есть сложности с пищевым поведением?
• Если ребенок вдруг начал отказываться от еды, но до этого (со слов родителя) всегда ел хорошо.
• Если ребенок ест только ограниченное количество продуктов или отказывается от определенных продуктов, от группы продуктов, от новых продуктов, от продуктов определенного цвета, от продуктов определенной консистенции, от продуктов, которые коснулись чего-то (например, тарелки).
• Ребенок многократно пережевывает или срыгивает, сплевывает уже проглоченную пищу. Есть так называемая “рвота съеденного”.
• Ребенок ест что-то несъедобное: волосяные катышки, ногти, волосы, ресницы, мел, мыло, фекалии.
• Ребенок ест все подряд или слишком много. В этом случае нужно уточнить у родителей, в каких ситуациях это происходит. Например, он ест постоянно и не может остановиться или ест слишком большие порции в саду или в гостях у тетушки.
• Ребенок есть слишком много определенных продуктов: мяса, мучного, сладостей, фруктов.
Нарушения детско-родительской привязанности у грудничков влияют на сложности в пищевом поведении в основном из-за неспособности матери распознать сигналы ребенка: разные виды плача, голод, насыщение или его другие потребности.
Клиническая практика показывает, что мамам, отказавшимся кормить ребенка грудью или смесью, сложнее распознавать его сигналы (в частности, им трудно отличить виды плача). Поэтому они чаще относятся к ребенку с раздражением, скрытой агрессий или равнодушием, а в их состоянии преобладает тревожность или депрессивное состояние.
Не будем забывать, что дети рождаются уже со сложившимися пищевыми предпочтениями. Часть из них обусловлена генетически и передается из поколения в поколение. Например, ребенок-малоежка рождается в семье, где кто-то из родственников тоже был малоежкой. Или ребенок показывает большую предрасположенность к тем видам продуктов, которые мать активно ела во время беременности. Так, известен эксперимент с морковью. Беременных женщин просили больше ее есть во втором и третьем триместрах. Впоследствии дети таких матерей с большей готовностью и удовольствием пили морковный сок по сравнению с детьми, чьи матери во время беременности ели мало моркови.
Третий фактор, влияющий на пищевое поведение детей, это пищевое поведение семьи в целом. Ребенок узнает и впитывает все те паттерны пищевого поведения, которые есть в семье или в той среде, где он часто бывает (детский сад).
Что мы можем рекомендовать семьям с РПП у ребенка?
1.Восстановить правильную иерархию.
Речь идет не о подавлении личности ребенка, а о построении родительского авторитета и его ответственности. Важно детально разобрать это с родителями. Часто родителям нужны собственные коррекции, так как они сами выросли в слишком авторитарных семьях и любой другой стиль общения повергает их в стресс.
2.Установить режим питания для ребенка.
Есть три-четыре раза в день без перекусов. При этом важно отслеживать, что ест или не ест ребенок в промежутке между приемами пищи.
3.Накладывать ребенку маленькие порции.
Этот аспект можно отдельно прорабатывать в коррекциях с родителями. Часто травмирующие события из прошлого не позволяют родителю положить в тарелку ребенка мало еды.
4.Приучить ребенка есть за аккуратно сервированным столом.
Еда — отдельный процесс, требующий уважения. И все внимание в этот момент нужно уделять именно еде. Важно, чтобы взрослые были последовательны в этом вопросе и сами не отвлекались бы на телефон при приемах еды.
5.Не превращать еду в игру.
Часто родители сами приучили ребенка к тому, что еда это развлечение или игра. Так что им самим будет сложно перестроиться и это тоже нужно проговорить отдельно.
6.Убрать сладкое (и любую нежелательную для ребенка еду) из свободного доступа.
У ребенка (особенно дошкольного возраста) лобные доли, отвечающие за самоконтроль, еще недостаточно развиты, поэтому его волевые способности ограниченны, а ориентация на «здесь и сейчас» гораздо выше, чем на «потом». Маленький человек видит конфету, и он хочет конфету сейчас. Что же помешает ему ее взять?
В психотерапевтической кинезиологии (ПТК) мы можем работать со всеми членами семьи параллельно. При изменении поведения родителей меняется необратимо и поведение ребенка.
Приведу пример. Ко мне обратилась семья из трех человек: мама, папа и дочка. Родителей волновала низкая масса тела ребенка. Девочке 10 лет. У нее худощавое телосложение. У мамы такое же телосложение. В разговоре выяснилось, что для поддержания себя в форме женщина придерживается жестких диет. В итоге я работала отдельно с мамой и отдельно с дочкой. Оказалось, что мама до беременности была достаточно стройной, но во время беременности набрала 35 кг. Вокруг нее все старшие женщины поощряли набор веса и говорили, что сейчас худеть никак нельзя. Когда дочке исполнилось 3 месяца, муж поставил ей ультиматум: или она худеет, или он от нее уйдет. В этот момент молодая мама возненавидела и свое тело, и ребенка, так как из-за кормления грудью она не могла резко изменить рацион. Женщина урезала рацион до минимума, оставив в нем только полезные и не очень калорийные продукты. Во время кинезиологической работы она провела параллель с нынешним рационом дочери и поняла, что это почти те же продукты, что мама позволяла себе во время кормления. С дочкой мы работали со страхами (остаться одной, быть толстой) и чувством вины перед мамой. В итоге мама изменила собственное отношение к еде и стала меньше уделять внимание своему весу. И как следствие ребенок тоже стал меньше концентрироваться на внешности. Девочка расширила свой рацион, увеличила количество потребляемых продуктов, немного поправилась и стала в целом более позитивным ребенком.
Или другой пример. Ко мне на прием привели мальчика 8 лет. Родители жаловались, что он ест в основном мучное (хлебобулочные изделие, макароны) и сладкое. При этом овощи и фрукты ребенок ел редко, а мясо не ел совсем. Иногда мог позволить себе колбасы и сосиски.
Первым делом я обратила внимание родителей на то, что у ребенка нет культуры питания. Его не приучили к полноценному рациону. Оказалось, что в течение дня у мальчика сплошные перекусы. Он пьет много сладкой газировки и соков. Во время кинезиологических сеансов работали с ситуациями в настоящем и прошлом. Отдельно мы проработали ситуацию родов, так как ребенок был недоношен и поначалу в реанимации его кормили только из шприцов.
Дальше я выяснила, что мама очень долго кормила ребенка только грудью, не вводя прикорм. Единственное, что ему давали к 8 месяцам, были баранки.
Отдельно мы проработали принятие мамой своего сына, что он не совсем оправдывает ее ожидания. Мы сняли стресс на его рождение. После первого же кинезиологического сеанса мальчик попросил родителей приготовить мясо. И вообще он стал есть много мясных продуктов, а в дальнейшем проявил интерес и к другим продуктам. Со временем рацион ребенка стал разнообразным и полноценным. Родители изменили собственное пищевое поведение и начали сами полноценно питаться. Это привело к пищевой гармонизации в семье.
В работе с детьми мы часто наблюдаем ситуацию, в которую вовлечены и родители тоже. Именно поэтому при проработке пищевых расстройств я рекомендую обязательно прорабатывать и самих родителей, и их восприятие еды. Кроме того, помнить, что отношения с едой формируются не только в нашем настоящем и что у многих из наших клиентов были предки, прошедшие войну и голод и это вносит свой вклад в восприятие еды в конкретной семье. Работая с семьей и с ее генетическим прошлым, мы можем гораздо легче решить проблемы с пищевым поведением у ребенка и выстроить гармоничное отношение к еде внутри семьи в целом.
Смотри также