Джорд Гудхардт (1928−2008гг.), хиропрактик из Детройта, США, основоположник нового, оригинального, вспомогательного метода диагностики и лечения функциональных нарушений организма, который он назвал Прикладная кинезиология. В переводе – прикладная наука о движении. Основным инструментом Прикладной кинезиологии является мануальный мышечный тест, открытый Гудхардтом. Возможно что это не самое точное название для метода, так как ведет к путанице с таким направлением как кинезиология.
Прикладная кинезиология берёт своё начало в 1964 году, когда Джордж Гудхардт, опубликовал первую статью по мышечному тестированию в американском журнале хиропрактики и сделал об этом доклад на ежегодной конференции хиропрактов США.
Более 50 лет вокруг этого метода не утихают ожесточенные споры, обвинения в шарлатанстве, не объективности, восхищение простотой и удивительными результатами диагностики и лечения.
Когда я пришел в Прикладную кинезиологию более 20 лет назад, меня восхищала возможность быстро, просто и достаточно точно выходить на первопричины нарушения в теле и подбирать индивидуально, лечебные техники и процедуры для конкретного пациента. По одна мысль меня занимала постоянно: «Почему этот метод не только выжил в жестоком мире медицинской конкуренции, но и столь бурно развивается захватывая умы многих врачей умеющих думать?» Ответ я получил когда познакомился с трудами Гудхардта. Я был поражен величием ума, необыкновенной наблюдательностью, умением анализировать и находить решения самых сложных задач, которые ставила прикладная кинезиология перед Гудхардтом и его первыми учениками. Если к этому добавить недюжинные организаторские способности, то становится ясно, почему Прикладная кинезиология победно шествует по континентам, вторгаясь во все аспекты медицины.
Вклад Гудхардта в развитие медицинской мысли, его многочисленные открытия, были достойно оценены на Родине. Доктор Гудхардт был награжден Президентской Медалью Свободы от членов Американского Конгресса, которая является самой высокой гражданской наградой в США. В 2001 году его имя было помещено в список 100 главных новаторов нашего времени. Великая память этому удивительному человеку, ученому, врачу!
А все начиналось просто и буднично. В 50−х годах 20−го столетия в США прошла большая эпидемия полиомиелита, сопровождавшаяся периферическими параличами. Были остро востребованы методы диагностики полиомиелита, а также контроля за течением инфекционного процесса и процесса восстановления мышц при параличах и парезах. Врачами Кендел и Кендел были разработаны мышечные тесты оценивающие силу мышц, и по восстановлению силы мышц можно было судить о процессе выздоровления при периферических параличах. Гудхардт, познакомившись с этой книгой, стал осваивать мышечные тесты. Он обнаружил, что при тестировании иногда мышца проявляла устойчивую слабость, но при этом не было атрофии и не было других явных причин для слабости. В одном из случаев мышечной слабости в передней зубчатой мышце с одной стороны Гудхардт ничего не мог сделать, чтобы восстановить силу мышцы, что вызывало скепсис пациента. Для того чтобы подумать, Гудхардт начал механически ощупывать мышцу и нашел плотные, болезненные узелки в местах прикрепления мышцы к ребрам. Думая о своем, он размял эти узелки. При повторном тестировании мышца показала удивительную силу и таковой оставалась в дальнейшем. Потрясен был пациент, но еще больше озадачен был Гудхардт. Задав себе вопрос «Почему это произошло» Гудхардт начал искать такие узелки при выявлении слабости мышц у других пациентов. Это привело к оригинальной технике в ПК – первой технике получившей название «Техника начала и конца прикрепления мышц». Гудхардт представил эту технику на конференции Американской Хиропрактической Ассоциации, проходившей в Денвере, штат Колорадо в 1964 году.
Техника мышечного тестирования, использованная Гудхардтом, была такой же, как и в работе Кенделов. Поза пациента и общие методы тестирования оставались очень простыми, сходными с теми, которые были первоначально описаны Кендел.
Большинство врачей, использовавших мышечное тестирование на ранних этапах развития ПК, придерживались концепции «сильной» и «слабой» мышцы. В большинстве случаев результат теста не зависел от того, была ли мышца сильной или слабой, но зависел от того, как нервная система контролирует мышцу. Хотя термины «сильная» и «слабая», в общем, сохранились, здесь всё же следует думать скорее на языке нервной системы, чем подразумевать действительную силу мышцы, как способность производить работу.
Начальное развитие ПК было направлено на коррекцию структурного дисбаланса,
вызванного плохо функционирующими мышцами. Главной целью была поддержка
хиропрактической концепции вправления позвоночника, таза и других суставов.
Улучшение, когда оно было достигнуто, хорошо «вписывалось»
На ранней стадии ПК было только несколько техник для изменения мышечной функции. Иногда улучшение мышечной функции оставалось надолго без возврата дисфункции, в других случаях – улучшение было кратковременным. Были и такие случаи, в которых мышечную дисфункцию невозможно было возвратить к норме. Когда результаты были неутешительными, Гудхардт и другие искали возможности для улучшения мышечной функции и пробовали различные терапевтические подходы.
Это приводило к ожидаемым или внезапным открытиям. Было установлено, что мышца в процессе сокращения контролируется различными уровнями нервной системы. Первая фаза сокращения управляется нашим волевым посылом. Мы можем при помощи своего желания и воли поднять ложку или почесать нос, сделать шаг или прыгнуть, т.е. наши желания и наша воля вызывают сокращение мышцы. Однако для поднятия ложки ко рту должны включиться многие мышцы, движение должно осуществляться по определенной траектории с определенной скоростью и плавностью. Все это контролируют подкорковые центры, информация от которых не доходит до коры мозга. Было выявлено что вторая фаза мышечного сокращения не подчиняется нашей воле, однако очень чутко реагирует на любые провокации тела, изменяя свой тонус.
Первое открытие сделанное Гудхардтом – мышца мгновенно из состояния «сильной» может стать «слабой» и наоборот. Эта сила или слабость возникают только во второй фазе сокращения мышцы. И эта слабость кардинально отличается от неврологической слабости, где восстановление силы мышцы растянуто на недели и месяцы.
Второе открытие вытекающее из первого. Гудхардт отметил, что стимулы прилагаемые непосредственно к мышце (растирание, удар) или ко всему телу (испуг, еда, лекарства и т.д.) повторяемо меняют вторую фазу сокращения мышцы, усиливая или ослабляя ее.
Еще одно фундаментальное открытие Гудхардта – мышечная слабость является универсальной, первичной реакцией тела на любую патологию и дисбаланс в организме. Был обнаружен приоритет первично ослабленной мышцы над гипертоничной (спазмированной). Восстанови силу ослабленной мышцы и тебе не надо будет расслаблять спазмированную, часто весьма чувствительную мышцу.
В последующем были открыты фундаментальные инструменты используемые в ПК.
Это терапевтическая локализация и провокация. Было замечено что касание
пальцами руки
Это позволило различить, какие структурные, биохимические или эмоциональные проблемы привели к нарушению.
Итак, мануальный мышечный тест является основным инструментом работы в прикладной кинезиологии.
С годами, эффективность диагностических тестов и лечебных техник продолжала
стремительно улучшаться, что привело к бурному использованию мышечного теста
различными специалистами медицины и, к сожалению, не только. Появилось более
200 направлений, использующих мышечный тест в своей работе. Достаточно сказать,
что прикладную кинезиологию стали преподавать в стоматологических колледжах,
что позволило стоматологам и ортодонтам научиться четко улавливать, откуда идет
причина нарушения прикуса или работы
Несмотря на то, что в 2008 году Гудхардт ушел из жизни, развитие прикладной кинезиологии не остановилось.
В 2012 году было открыто значение фундаментальной роли дисфункции рецепторов и проводящих путей в формировании патологического ответа нервной системы. Дисфункция рецептора – основа функциональных нарушений соматического здоровья человека. И сейчас прикладная кинезиология позволяет выявить место, тип дисфункционального рецепта, первичность поврежденного рецептора и очень быстро восстановить нормальное их функционирование, что ведет к восстановлению нормального функционирования нервной системы.
Техники ПК оценивают и помогают лечить позвоночник, манипулировать на внепозвоночных суставах, нервных рецепторах, балансируют меридианы и краниосакральный первичный дыхательный механизм, позволяют получать информацию о биохимических нарушениях и проблемах питания. Стоит сделать сильный акцент на том, что оценка проблем здоровья с помощью ПК является только частью общей работы с пациентом в диагностическом и лечебном плане. Сохраняют свою важность жалобы, анамнез и стандартный осмотр пациента. Осмотр должен включать стандартные ортопедические и неврологические тесты, лабораторные анализы и рентгенографию (когда показано), обычно составленную историю болезни пациента. Также необходимо использовать и информацию, получаемую при остеопатических подходах диагностики (общее и локальное прослушивание, остеопатические тесты и т.д.). Все результаты общего обследования не должны противоречить друг другу.
Для поддержания развития ПК и выполнения научных работ в 1974 году был создан Международный институт прикладной кинезиологии (ICAK) который сейчас объединяет специалистов 15 стран и более 3000 членов.
В Россию Прикладная кинезиология пришла в 1980 году, в 2003 году создана
Межрегиональная ассоциация прикладной кинезиологии (МАПК), которая в 2004 году
стала отделением ICAK, и в настоящее время насчитывает более 300 членов, среди
которых 5 профессоров и 15 КМН. Обучение ПК проводится в Москве,
Если резюмировать все выше сказанное, в чем сила Прикладной кинезиологии?
Во- первых, в руках врача появился очень чуткий инструмент регистрации
функциональных нарушений, на стадии, когда инструментальные методы диагностики
не выявляют изменений.
* Специалист называющий себя Прикладным кинезиологом должен иметь врачебный диплом, курс обучения Прикладной кинезиологии в одном из образовательных медицинских учреждений, подтвержденный свидетельством установленного образца.
Пилявский Сергей Орестович, MD,
DO, DIBAK
Генеральный директор
«Институт
клинической прикладной кинезиологии»
г.