Личный кабинет 
начало библиотека
Черкашина Ольга 06 мая 2020 16:16

Осознанность в Психотерапевтической кинезиологии. Возможности и результаты.

Как практикующий кинезиолог и инструктор модальности «Психотерапевтическая кинезиология», хочу поделиться своими наблюдениями в области повышения уровня осознанности и осознанного поведения в повседневной жизни.

Что же такое осознанность? Читаем у Ожегова: «осознанный» — вполне сознательный, осмысленный.

Синонимы к слову «осознанность»: зрячесть, сознательность, осмысленность, разумность.

«Осознанность» — понятие в современной психологии; определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего.

Это способность сознания к самонаблюдению собственной деятельности. Такое определение осознанности подразумевает, что субъективные переживания могут восприниматься самим субъектом непосредственно, без концептуализации, и принимаются как таковые. Осознанность включается в более общее понятие внимательности.» [2]

На мой взгляд, осознанность — это:

·     способность находиться здесь и сейчас,

·     возможность объективно взглянуть на ситуацию,

·     обозначать и принимать свои эмоции,

·     делать выбор своих действий, исходя из предыдущих пунктов.

Мой опыт общения со студентами и людьми, которые интересуются кинезиологией, позволяет сделать вывод: получение знаний о принципах работы мозга, возможностях выбора и об эффекте изменения отношения к ситуациям прошлого, приводит к изменениям в мышлении, осознании себя и, соответственно, к позитивным переменам в жизни.

Информация о значимости различных зон мозга наиболее важна при описании принципов работы психотерапевтической кинезиологии. Мы помним о важной роли лобных долей, которые реализуют управляющие функции мозга, делают нас людьми мыслящими.

«Лобные доли связаны со стремлением, целенаправленностью и принятием сложных решений.  ….играют центральную роль в формировании в сознании человека целей и задач, затем в разработке планов действий… .

Отвечают за выбор знаний, требующихся для воплощения планов, координируют эти умения и применяют их в правильном порядке.

Отвечают за реакции в новых ситуациях, за восприятие новизны» [3]

Также мы знаем, что в стрессе лобные доли перестают функционировать на 100 %.

Но, познакомившись с психотерапевтической кинезиологией, люди получают возможность принять решение Выбирать, тем самым активируя лобные доли.

Почему же так происходит?

Одной из причин изменения восприятия, мышления, поведения является пластичность нашего мозга.

«…несмотря на генетическую предопределенность, человеческая нервная система на удивление пластична, изменчива. Понятие пластичности в первую очередь включает в себя пластичность синапса – той области, с помощью которой нейроны общаются друг с другом, обмениваясь химическими сигналами или нейромедиаторами.

Обучение ведет к укреплению связей между нейронами — за счет создания новых связей и усиления их способности к химическому взаимодействию.

Эти изменения объединяют нейроны в цепочку, которая может в дальнейшем вызвать определенное движение, ощущение или мысль. Нервные сети можно развивать.

….каждый из нас традиционно проектирует собственную нервную систему для того, чтобы удовлетворить свои выборы, интересы, жизненные потребности и разрешить трудности.»[3]

В ходе изучения базового курса «Антистрессовая кинезиология» мои студенты получают в руки инструменты для снятия проявлений стресса на телесном уровне. Эти упражнения я рекомендую применять самостоятельно, просто как ежедневные практики балансировки.

Возможность осознать причину ситуации в прошлом и изменить отношение к ней в настоящем дает дополнительный мотив и возможность двигаться вперед.

Итак, результаты, которые имеют мои студенты:

1.   Осознание и принятие своих проблем и реакций.

2.   Ощущение и осознание себя в настоящем времени.

3.   Изменение способа реагирования на подобные ситуации.

4.   Конкретные изменения в жизни.

5.   Умение анализировать ситуацию с точки зрения позитивного выбора и формировать дальнейшее поведение.

Пример работы на учебном курсе «Антистрессовая кинезиология»:

 Наталья Г. 50 лет. Запрос – боль в правой ноге.

Наталья рассказала: «У меня заболело правое колено, я его лечила, примерно с полгода, а потом заболела стопа, распухла, заныла. Боль понесла меня в больницу, где был поставлен диагноз — артрит 2−й степени. Артрит — заболевание психосоматическое, и я начала думать, что же мешает моему продвижению, что повисло камнем на моей ноге? Думы вели в сторону детско — родительских отношений, моего общения с сестрами, с мамой, что-то меня там не устраивало, обижало, раздражало и даже злило».

Партнер по обучению протестировал эмоциональное состояние – Единство/Удрученный Разобщенность/Спокойный.

В ЛЗК Наталья говорила про отношения с сёстрами, что ее раздражало, не давало покоя, когда они вели себя не так, как надо было ей. Думала, что надо быть жестче, командовать ими…

В продвижении по возрасту определили возраст возникновения причины — 37 лет.

Коррекции: сканирование тела (участок – стопа), ОЗИ.

В ЛЗК Наталья вспомнила события того времени:

«Событие было ярким, забыть невозможно — я сдавала на права. Февраль, автодром, на улице стояли курсанты нашей автошколы, инспектор, тогда еще ГАИ, моя подруга, мой инструктор, все ждали, мерзли. Мне надо было сделать всего два упражнения — «парковку» и «гараж», я торопилась, напряжение росло, и тут зазвонил телефон, я разозлилась, что не выключила его, он звонил и звонил, я не могла отвлечься, выключить его, нервы сдали, и ноги стала бить дрожь. В машине я была одна и стала вслух командовать ногам: «Ну-ка успокойтесь, сейчас же!» А особенно правой: «Газ! Тормоз!» Как будто я — хозяйка, а ноги — мои слуги, и я им приказала: выносите меня любой ценой! Ноги вынесли… права я в тот день получила, а вот поблагодарить их…»

Далее клиентка осознала, что принцип «Я ЗАСТАВЛЮ ТЕБЯ СЛУШАТЬСЯ МЕНЯ» она распространяет на всех: на собственное тело, на мужа, на дочь, на сестер, на друзей, на мир, на ситуации вокруг. А если ее не слушаются, не подчиняются, и не происходит так как она хочет, возникает аутоагрессия, что выражается в том числе в болевых ощущениях в теле.

В ходе обсуждения, пришли к пониманию того, что болезненные реакции со стороны тела являются выражением сопротивления аутоагрессии и их нельзя подавить, заставляя и приказывая. Как нельзя и долго управлять окружающими, управляя и приказывая. Можно и нужно договариваться, находить обоюдовыгодные решения.

Следующее осознание: аутоагрессия — это мамина установка, она ей помогала справляться с трудностями. И клиентке стал понятен механизм формирования и применения этой схемы поведения у нее самой.

Натальей было принято решение о том, что она уже не ребенок, может действовать самостоятельно, делая осознанный выбор лучшего для себя.

Также было принято решение выразить благодарность телу, поговорить с близкими о своих чувствах. А далее действовать взвешенно, прислушиваясь к окружающим и вести диалог, избегая импульсивных реакций.

Позитив по возвращении в настоящее время: спокойная, безмятежная, осознанная.

Упражнения для закрепления: упражнения для ног, массаж стоп.

Результаты работы через 2 месяца:

Со слов Натальи: отношения с сестрами изменились. Боль в ноге больше себя не проявляла. «Когда-то я прочитала, если хочешь, что-то изменить, начни с себя. Полюби себя, смотришь, и мир тебя полюбит. С этим и живу.»

 

Пример работы на мастер- классе «Как эмоции влияют на тело» для студентов, прошедших курс Антистрессовая кинезиология.

Елена К. 48 лет. На мастер-классе разбирала часто болеющее горло. Горло болит больше с правой стороны.

В процессе беседы о симптоме по схеме эмоций на теле:

· Елена вспомнила — боль возникает после напряженного общения с начальником на работе (мужчина – правая сторона тела – левое полушарие — мужское).

· Старается контролировать (правая сторона тела- контроль) ситуацию, чтобы она не превратилась в откровенный скандал и не задела других сотрудников.

· Елена чувствует себя обиженной, оскорбленной, враждебно настроенной (оскобленный, враждебность эмоции, расположенные на шее). При этом она не может полноценно высказать свои чувства, сдерживается. В дальнейшем долго «пережевывает» ситуацию. (Подъязычная область)

Без применения ЛЗК, Елена осознала ситуацию и приняла решение вести себя по-другому.

·     Мягко, но настойчиво выражать свое мнение.

·     Отпустить контроль, осознав, что начальник старше ее по рангу и он несет больше ответственности в компании за принятые решения.

·     Дать себе возможность проявлять свои желания вне работы, например, больше гулять в лесу.

Результаты через два с половиной месяца:

·     Разговариваю с начальником спокойно.

·     Боли в горле, за это время, не было

·     «С теми людьми, с которыми были натянутые отношения, общаюсь легко, принимаю их такими, какие они есть. Самой стало спокойнее, не обдумываю вечерами почему так, а не иначе, просто живу своей жизнью и своими мыслями.»

На своих информационных встречах я знакомлю людей с психотерапевтической кинезиологией, с ее методами и принципами, в том числе с возможностью проработать стрессовую ситуацию в возрасте ее возникновения (возрасте причины), а также в возрасте наилучшего осознания ситуации для изменения эмоционального отношения к ней. Также обучаю простым кинезиологическим упражнениям, таким как: претесты, поза Кука, ЛЗК, меридианная гимнастика, которые вполне можно применять дома самостоятельно.

Пример работы с клиентом:

Мария С. 36 лет, несколько раз приходила на презентации и была на консультации по личностным статусам. Очень заинтересовалась методом психотерапевтической кинезиологии.

Запрос: регулярные боли в желудке, особенно на работе. При обращении к врачам, структурных нарушений и патологий не выявлено. Рекомендовано обратиться к психологу.

На консультации с помощью мышечного теста определили наиболее напряженные личностные статусы. Это «Я- партнер» и «Я- профессионал».

Пришли к пониманию, что Марию больше всего тяготит на работе нарушение ее личных границ коллегами, трудно «переварить» их советы по поводу ее образа жизни и здоровья.

Мария дома ежедневно применяла комплекс претестов и меридианную гимнастику. Самостоятельно, применяя ЛЗК, осознала еще несколько ситуаций, связанных с болью и напряженные ситуации в статусах Я- партнер и Я- профессионал.

Результаты через две недели: на работе желудок болеть перестал, улучшилось общее эмоциональное состояние.

Выводы:

ПТК дает возможность человеку жить в более осознанном состоянии.

Знания о принципах работы кинезиологии, определенных упражнениях, возможностях выбора позволяют самостоятельно продвинуться на пути саморазвития.

Особенно наглядно видны изменения у студентов, т.к. они владеют всеми основными инструментами кинезиологии и применяют их.

Состояние «Жить здесь и сейчас», трезвый взгляд на эмоции, формирование новых моделей поведения приводят к реальным изменениям в жизни.

 

Литература:

1 Электронный словарь Ожегова slovarozhegova.ru

2 Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki

3 Чобану И. К. Основы психотерапевтической кинезиологии. Москва 2020



Смотри также
Дети: движение, развитие, мышление.

Образовательная Кинезиология как способ терапии показала хорошие результаты в решении различных проблем школьной дезадаптации, дислексии и трудностей обучения, недостаточной концентрации внимания, проблем в работе долговременной и краткосрочной памяти, неадекватного поведения и социальных навыков. Хорошо зарекомендовал себя этот метод для развития координации и интеграции движений, интеллекта, повышения сопротивляемости стрессу, страху, боли, снижения гиперактивности, агрессии и чрезмерного эмоционального напряжения.

04 февраля 2019