Личный кабинет 
начало библиотека
Тимофеева Ольга 04 февраля 2019 01:25

Дети: движение, развитие, мышление.

Дети: движение, развитие, мышление.

 Современные дети проходят через те же стадии в своем развитии, что и дети предыдущего поколения. Однако условия, в которых они растут, постоянно меняются.

 Наши дети живут не только в новом веке, но и в новых информационных, социальных и природных условиях.

Наблюдая за детьми, приходящими в школу в последние годы, педагоги единогласны в том, что современные дети отличаются от поколения детей 3−5−7 летней давности. Сегодняшние дети более подвижны, неусидчивы, активны, невнимательны и даже более агрессивны (в медицинских картах современных детей все чаще встречаются диагнозы  — ММД  (минимальная мозговая дисфункция) и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). Учителям приходиться, как бы заново, пересматривать подходы к воспитанию и обучению детей, так как нынешним ребятам тяжело выдерживать положенное время урока без движения, без разговоров, сосредотачиваясь на выполнении определенных задач. Они быстро утомляются, не могут удерживать внимание, плохо ориентируются на пространстве листа книги или тетради, не слышат учителя, теряют интерес к обучению.

За последнее десятилетие, согласно исследований, у детей наблюдается резкая перестройка церебральных (мозговых) механизмов, влияющих на отклонения в развитии и  на состояние  организации мозга у детей.

При нормальном развитии формирование мозговой организации психических процессов идет снизу – вверх (от ствола и других подкорковых структур к коре головного мозга), справа-налево (от правого полушария к левому), слева-вниз (от передних отделов левого полушария к подкорковым образованиям).

Подкорковые структуры мозга созревают по преимуществу еще внутриутробно и завершают свое развитие в течение первого года жизни ребенка, а корковые (префронтальные, лобные) лишь к 12−15 годам.

Правое полушарие демонстрирует свою зрелость уже к 5 годам, а левое (в частности его речевые зоны) – только к 8−12. Так же растянуто созревание главной структуры, связывающей правое и левое полушария – мозолистого тела.

Необходимо, чтобы сформировались две главные «несущие оси» – подкорково-корковые и межполушарные взаимодействия, объединяющие работу различных церебральных систем в единое целое.

 Искажение или отклонение, поломка в любом месте этой единой системы приводит к ее деформации и проявляется в психосоматической дизадаптации ребенка (плохая успеваемость, расторможенность, невозможность усвоить и запомнить материал).

В последние десятилетия серьёзной проблемой в педагогике является дислексия. Трудностями в обучении чтению и письмузанимаются представители различных дисциплин – педагоги, логопеды, психологи, врачи, нейробиологи.  Причины дислексии изучаются с все более широким привлечением современных методов, но в то же время эксперты говорят, что все еще очень мало знают о её причинах. В списке главных причин называют нарушенные нейрофозиологические процессы.

Впервые на нарушения письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877г. После дальнейшего изучения в конце XIX и начале XX в. сложились две противоположные точки зрения. Одни авторы рассматривали нарушение письма как один из компонентов умственной отсталости. Другие подчёркивали, что патология письма представляет собой изолированное нарушение, не связанное с умственной отсталостью. Существовали различные толкования природы этого расстройства, но наибольшее распространение в литературе и особенно в практической диагностике получила точка зрения, утверждающая, что в основе патологии письма лежит неполноценность зрительного восприятия и памяти. Многие учёные внесли огромный вклад в развитие изучения дисграфии. Но эта проблема до сих пор волнует многих психологов, педагогов, дефектологов.

Современная наука полагает, что расстройство чтения обусловлено недостаточным развитием языковых базисных способностей, в то время как нарушение восприятия и когнитивных функций имеет меньшее значения. Нейробиологи Бегонья Диас и её коллеги в Институте Макса Планка (г.Лейпциг) обнаружили главный невральный механизм, лежащий в основе дислексии. Они полагают, что проблемы возникают в определенной части мозга – таламусе и это открытие может обеспечить основания для лечения дислексии. /Таламус — это основное сенсорное передающее ядро; он получает информацию от органов чувств и, в свою очередь, переадресует ее соответствующим отделам сенсорной коры. Таламус работает как ретранслятор всей поступающей в мозг информации. /

Развитие системы обработки сенсорной информации лежит в основе чтения. Это еще одно подтверждение тому, что сенсомоторное развитие создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.

Карен Джеймс, нейробиолог из Университета Индианы, провела интересный эксперимент. Она поделила детей дошкольного возраста, принимавших участие в одномесячной программе обучения чтению, на две группы. Первая группа училась писать буквы и слова. Вторая упражнялась лишь читать буквы и слова, но не писать их. По окончании курса первая группа справлялась с задачей распознавания букв гораздо лучше второй. Иными словами, упражнение в чтении букв не способствует их распознаванию в той мере, в какой этому способствует написание букв.

Чтобы научиться читать, намного важнее практиковаться в написании букв.

Открытие Джеймс возможно может объяснить и то, почему у детей с диагнозом «дислексия» развитие моторики часто происходит с отставанием. Дислексия есть нарушение способности к чтению, которое сказывается на умении распознавать буквы и отделять друг от друга звуки, из которых состоят слова. Если написание букв действительно помогает мозгу распознавать их, то может оказаться, что нарушения моторики у детей с дислексией играют большую роль в их способности или неспособности освоить буквы. Когда люди лишены возможности действовать, у них возникают сложности и с пониманием действий.

Тесная связь тела с мозгом помогает многое переосмыслить. Хотя в нашем представлении чтение — это такой вид деятельности, за который отвечает исключительно мозг, на самом деле оно осуществляется не без участия тела. И если написание букв от руки помогает активировать участки мозга, где происходит идентификация букв, то и другие виды моторной практики тоже способны развивать и менять мозг.

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком. Так, у взрослого письмо является целенаправленной деятельностью, основной целью которого является передача смысла или его фиксация. Процесс письма взрослого человека характеризуется целостностью, связностью, является синтетическим процессом. Графический образ слова воспроизводится не по отдельным элементам (буквам), а как единое целое. Слово воспроизводится единым моторным актом. Процесс письма осуществляется, автоматизировано и протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным.

Образовательная Кинезиология предлагает уникальное использование балансов и упражнений, признавая динамическую природу организации мозга, что вызывает как мгновенные изменения, так и возможность получения доступа к ранее не признанным талантам и обнаружить скрытый потенциал в системе всего головного мозга.

Упражнения. которые предлагает Гимнастика мозга, основаны на движении тела. Именно поэтому они кинезиологические. Выполняя эти упражнения ребенок или взрослый имеет возможность с помощью движений воздействовать на различные участки головного мозга (ствол, мозжечок, лимбическая система, полушария головного мозга).

В результате движения во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При этом происходит выделение нейротранстмиттера ацетилхолина через синапсы активизированных нейронов, что способствует росту дендритов и развитию нервной сети. Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга, базальным ганглием лимбической системы и мозжечком.

Упражнения, если выполнять их по 10 -15 минут каждый день, стимулируют и повышают концентрацию внимания, улучшают способности к обучению, успокаивают ЦНС.  Тело совершает движение, активизирующее вестибулярный аппарат, «пробуждает» мозг, что способствует увеличении циркуляции кислорода, облегчая тем самым функционирование нервной системы.

Школа, к сожалению, является стрессом для ребенка, особенно для правополушарных детей. Обучение, ориентированное на левополушарное мышление, порождает конкуренцию, страх и отрицательные эмоции и неизбежно ведет к стрессу. Ситуацию, происходящую с детьми в школах, Р.И. Айзман (доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы) выразил так: «У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке». Во время стресса происходит нарушение межполушарного взаимодействия, что является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах. Это особенно часто наблюдается на уроках учителей авторитарно-подавляющего типа».

Многочисленные исследования показали, что хроническое воздействие стресса резко тормозит развитие мозга ребенка. Во время стресса развитие и миелинизация нервных путей происходят только в центрах выживания, в то время как развитие нервных структур в лимбической системе и неокортексе ограничивается.

Постоянное воздействие стресса приводит к тому, что нервная активность сосредоточивается в основном в правом полушарии и стволе мозга, в симпатической нервной системе. Остальные области мозга, особенно лобная доля левого полушария, могут быть частично блокированы. Во время стресса выделяются особые химические вещества (энкефалины), необходимые для уменьшения болевых ощущений. Они разрушают клетки мозга, особенно гиппокампа лимбической системы, непосредственно участвующего в обучении и запоминании.

Например, нейротрансмиттер адреналин, который также выделяется во время стресса, активизирует организм на борьбу или бегство.

В эмоционально-стрессовой ситуации становится невозможным сканирование глазами страницы сверху вниз и слева направо. Во время рефлекторного ответа на стресс взгляд становится периферическим, поле зрительного восприятия максимально увеличивается. Во время постоянного стресса внешние мышцы глаз становятся сильными, а внутренние — слабыми и растянутыми. Этот рефлекс периферического зрения сформировался в ходе эволюции и служит защитной реакцией во время опасности. Движение глаз ребенка является значимым фактором развития. Если слежение глазами за пальцем происходит скачками и вызывает боль (непроизвольный нистагм), то такой ребенок обязательно будет испытывать трудности во время чтения, написания, понимания прочитанного.

( ВИДЕО Восьмерки).

Кроме того, информационные и эмоциональные стрессы вызывают рефлекс защиты ахиллова сухожилия, который способствует сокращению икроножной и камбаловидной мышц, выпрямлению и отведению колен назад. Срабатывает так называемый рефлекс защиты сухожилий.

Это переносит центр тяжести тела на носки и напрягает спину и шею. Эволюционное значение этого рефлекса в том, чтобы в момент опасности быстро вскочить и убежать, не тратя время на сокращение мышц. Однако напряжение спины в течение длительного времени приводит к снижению притока спинномозговой жидкости в мозг и снижает его физиологическую активность.

 Хроническое сокращение икроножных мышц может привести к ходьбе на носочках.  Образовательная кинезиология имеет в своем арсенале упражнения, способствующие расслаблению и удлинению икроножной мышцы. ( ВИДЕО  Икроножная помпа)

Мозг человека уникально пластичен, особенно в детском возрасте, и физическая активность (физические упражнения) может существенно улучшить умственную деятельность ребенка.

 Чарльз Хиллман-  профессор Иллинойского университета, проводил исследование, которое документально подтверждает большое значение гимнастики для развития головного мозга у детей.

В недавнем исследовании Хиллман, его коллега Арт Крамер и их сотрудники собрали данные о физическом состоянии группы детей в возрасте 9–10 лет. Они сканировали мозг школьников, пока те выполняли ряд тестов, специально разработанных для проверки способностей к логическому мышлению, аргументации и умозаключениям, а также памяти. Как оказалось, дети, находящиеся в хорошей физической форме, справлялись с тестами на запоминание гораздо лучше своих сверстников. И самое интересное, по уровню физической подготовки каждого ребенка можно было довольно точно судить о размере его гиппокампа. Гиппокамп отвечает за рождение новых клеток, в нем происходит нейрогенез. А движения как раз запускают нейрогенез.

Получив подтверждения существования связи между хорошей физической формой и подвижностью ума, Хиллман и Крамер решили проверить, можно ли найти конкретные факты того, что занятия физкультурой действительно приносят непосредственную пользу для функционирования молодого мозга

Исследователи попросили группу детей посетить их лабораторию по двум разным поводам. Во время первого визита маленькие гости делали небольшую физзарядку: на протяжении двадцати минут они занимались ходьбой с довольно высокой скоростью на беговой дорожке. Во время второго визита они спокойно сидели в креслах в продолжение тех же двадцати минут. В обоих случаях — и после отдыха, и после упражнений (но уже тогда, когда сердечный ритм испытуемых приходил в норму) — детей просили выполнить когнитивные тесты.

После физических упражнений дети намного лучше справлялись с когнитивными тестами, чем после отдыха, при этом их мозг работал намного резвее. Нейронная активность лобной и теменной долей мозга, которая, как известно, отражает способность контролировать внимание (что является залогом школьной успеваемости), существенно усиливалась после того, как дети занимались физкультурой — по сравнению с тем, когда они просто сидели.

Связь между двигательной активностью и мышлением прослеживается во всех видах деятельности.

Всего 3−4 минуты подготовят детей к работе в активном и динамичном ритме на уроке, занятии.  В нашем случае — это настройка ребенка на урок, контрольную работу, диктант, выполнение домашнего задания и другое.

1.Надо попить воды — все электрические и химические процессы мозга и центральной нервной системы зависят от проводимости электрических связей между мозгом и сенсорными органами. Вода запускает этот процесс, как следствие улучшается концентрация внимания, снижается стресс, повышается активность.

2. Упражнение «Кнопки мозга» — активизирует определенные точки, что приводит к получению мозгом большего количества кислорода, способствует балансу между левой и правой половинами дела. Добавляет «ясности ума» в процесс обучения.

3. Упражнение " Шаги наперекрест" — интегрирует работу левого и правого полушария мозга, активизирует речевые и языковые центры.

4. Упражнения «Крюки» — «Замочек и Домик» „  — способствуют концентрации внимания, снижают напряжение в теле. Используются для ослабления эмоционального стресса. Прикосновение языка к твердому небу в этих упражнениях  стимулирует лимбическую систему обеспечения связи эмоциональных процессов с более точными причинно-обусловливающими процессами, протекающими в лобных долях мозга.

Данные упражнения дают возможность настроить нашу систему мозг-эмоции-тело на предстоящий процесс обучения, выступления или другого необходимого действия. Эти упражнения рекомендовано делать ежедневно в течение, примерно, двух месяцев, результат будет обязательно. Если включить эти упражнения в режим дня для первоклассников, то замечено, что адаптация к школе проходит значительно быстрее.

Дети очень быстро привыкают к этим упражнениям. Они для них просты, понятны и приятны. Взрослые, даже настроенные скептически, не смогут не заметить изменения у детей. Конечно, процесс только запущен, но всё же … Дети становятся более спокойными, снижается уровень ошибок, активизируется познавательный процесс, улучшаются коммуникативные связи между детьми.

Упражнения «Гимнастики мозга» — это упражнения, помогающие активировать природные механизмы мозга, улучшить работу кратковременной и долговременной памяти, повысить уровень концентрации внимания и работоспособность.

Например, простое упражнение «мысль о перекресте» помогает быстро сконцентрироваться и ребенку и взрослому, если внимание потеряно. А любимое детьми упражнение «Слоник», активно включает в работу все три канала нашего восприятия – визуальный, аудиальный и кинестетический. 

С помощью упражнений можно регулировать темп работы на уроке или занятии. Если дети устали, потеряли интерес и внимание, урок идет «вяло», медленно и необходимо активизировать процесс, попробуйте пошагать вместе с детьми «наперекрест». Темп урока и активность детей заметно возрастут. Обратный процесс тоже можно регулировать. Чтобы помочь перевозбужденным детям успокоиться, попросите выполнить упражнения «Крюки». Это обеспечит позитивный эмоциональный настрой и спокойную рабочую обстановку.  Иногда, наблюдая за детьми, можно давать разным детям разные упражнения. Кому- то надо по быстрей успокоиться и замедлить темп, а кому — то активно включиться в работу и прибавить скорости.

Еще об одном упражнении хотелось бы упомянуть. Кинезиологи хорошо его знают – это «восьмерки». В образовательной кинезиологии взгляд за рукой, рисующей восьмерки, направлен  на большие пальцы (сначала одной руки, потом другой, затем скрещенные большие пальцы соединенных рук). Данное упражнение помогает координировать систему «рука – глаз», работающую при чтении и письме. После этого упражнения дети хорошо находят свои ошибки (все или почти все). Зная об этом, ребята самостоятельно выполняют это упражнение перед диктантами и контрольными, и в процессе проверки своей работы. «Ленивые Восьмерки» также улучшают учебные навыки чтения (быстрое чтение, выразительное, эмоциональное чтение, пересказ) и письма, слушания и усвоения информации. Данное упражнение интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни и спорте, улучшает ориентацию в пространстве, прорабатывает стрессовые зажимы глазных мышц.  Фокусировка зрения на близком расстоянии, как это происходит при чтении, вредна  для глаза. В природе глаз фокусируется постоянно то близко, то далеко и, как следствие, меньше утомляется, больше отдыхает. Результатом длительного чтения без отдыха является зажим глазных мышц, что не способствует лучшему усвоению материала.

Выполнение простых и радостных упражнений «Гимнастики мозга» требует от детей осмысленности и высокого уровня саморегуляции. Осуществление такого движения и доведение его до автоматизма возможно только при условии создания в коре головного мозга новых нейронных сетей, что в свою очередь расширяет резервные возможности мозга.

На основе собственного опыта работы и применения «Гимнастики мозга» хочется отметить общую положительную динамику в детях после выполнения упражнений: положительный эмоциональный настрой (отношение к упражнениям, как к игре); улучшение зрительного и слухового внимания, повышение работоспособности и концентрации на задании; увеличение объёма выполняемых заданий, улучшение усвоения материала.

Упражнения «Гимнастики мозга» универсальны для детей и взрослых. Они просты и не требует какой-либо специальной физической подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность, улучшают настроение.

Образовательная Кинезиология как способ терапии показала хорошие результаты в решении различных проблем школьной дезадаптации, дислексии и трудностей обучения, недостаточной концентрации внимания, проблем в работе долговременной и краткосрочной памяти, неадекватного поведения и социальных навыков. Хорошо зарекомендовал себя этот метод для развития координации и интеграции движений, интеллекта, повышения сопротивляемости стрессу, страху, боли, снижения гиперактивности, агрессии и чрезмерного эмоционального напряжения. 

Список  литературы:

1.Айрис Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. – М., 2009.

2.Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., 2009.

3.Безруких М, Дубровинская Н, Фабер Д. Психофизиология ребенка. – Воронеж, 2005

4.Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. Книга для педагогов и родителей. – М., 1997.

5.Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5 – 6 лет. / под ред. Безруких М. – М.

6.Леш М., Фёрдер Г. Кинезиология: от стресса к гармонии. – М., 2010.

7.Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – Воронеж, 2009.

8.Пýгач В.Н., Ясюкова Л.А. Педагогическая компенсация нарушений внимания и поведения у детей. – М., 2008.

9.Ратнер Ю.А. Неврология новорожденных. – М., 2003.

10.Резниченко И.М. Факторы риска, воздействующие на здоровье и адаптационные ресурсы участников образовательного процесса // II международная заочная научно-практическая конференция «Модернизация образования: проблемы и перспективы». – Белгород, 2011. – С. 50−54.

11.Резниченко И.М. Социально-психологический портрет современного ребенка // III международная заочная научно-практическая конференция «Модернизация образования: проблемы и перспективы». – Белгород, 2012. – С. 64−68.

12.Семенович А.Н. В лабиринтах мозга. – М., 2010.- С. 96−112.

13.Смирнова С.С., Цыпленкова О.А. Снятие учебного и рабочего стресса .- М., 2011

14.Тигранян Р.И. Стресс и его значение для организма. – М., 1988.

15.Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии: Научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн. – 2010. – №2 (62) апрель-июнь 2010. – С. 206−216.

16.Ханнафорд К. Доминирующий фактор / пер. А.Патрушева, Н.Казанцевой. – М.. 2006.

17.Ханнафорд К. Мудрое движение. – М., 1999.


Смотри также
Нейроэнергетическая кинезиология и стресс.

Семинар состоится 7-9 июня у г. Глазове и 14-16 июня в Санкт- Петербурге

15 мая 2019
Приглашаем на портал "Кинезиология для всех"

Новый портал объединяет всех кинезиологов

19 июля 2018
Боль в шее

20 сентября 2019